Полезно знать: Попадают ли убиенные в рай?
Из письма:
«…Меня мучает вопрос, куда попадают люди, которых убили насильственной смертью, ведь человек, которого убили, не успел перед смертью исповедоваться, и правда ли, что им отпускаются все грехи? Дело в том, что почти два года назад убили моего мужа (мы не были с ним венчаны), и я все время думаю о том, нашла ли его душа покой? Хотела еще Вас спросить, когда будет второе пришествие Христа, так уже мне все надоело. Мне очень без него тоскливо и плохо, нет никакой поддержки.»
О Вашем вопросе: «Правда ли, что убитому человеку прощаются все грехи?» Думаю, что ответ на этот вопрос может знать только Господь Бог. Ему Одному решать, кого миловать, а кого казнить. Посудите сами, к примеру, тот человек, который сам убивал людей и был убит в перестрелке или в драке, как тут скажешь, простятся ли его грехи, если он, пусть даже не по своей воле, не успел перед смертью исповедоваться и причаститься. С другой стороны, бытует мнение, что те люди, которые умерли на Пасху, за все грехи прощены. Каждый из людей хочет верить, что его грехам есть оправдание, наверное, это так, но, тем не менее, только Богу решать, прощать грех или не прощать. Вы же можете только облегчить участь своего усопшего мужа. Делайте в его память добрые дела и поступки. Читайте по его душе псалмы и молитвы. Просите у Богородицы защиты для его души, оправдания и милости у Ее Сына Иисуса Христа, и Ваши труды не останутся без Божьей награды.
Не только Вы, но и многие мои читатели спрашивают меня о судьбе душ умерших людей. Всего знать не может никто, но я скажу то, что мне объясняла моя бабушка, то, что говорили святые старцы, к примеру, святой Иоанн Лиственник: «Когда человек исповедуется, то покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не упоминаются, ни на мытарствах (в три дня после смерти), ни на суде Божьем. Сразу же, как только человек умирает, приходят к нему светлые и темные ангелы, дабы определить, за кем из них должен пойти человек (его душа). Ангелы светлые заявляют о его добрых делах в земной жизни, а темные уличают душу в совершении грехов.
Существуют двадцать мытарств души по смерти человека. Вот как повествует об этих мучительных ступенях преподобная Феодора: «После расставания с телом, на пути ко Господу, душа встречает свое первое мытарство, где ей предъявляются грехи: многословие, пустословие, празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение непристойных песен, страстных гимнов, бесчинные восклицания, дерзкий хохот и т. п.
Затем второе мытарство: клятвопреступление, неисполнение обетов, данных Богу, упоминания всуе имени Божьего и т. д.
Третье мытарство: вознесение клеветы и навета на ближнего своего, а также унижение, обесславление, насмешки и издевательства над другими людьми и т. д.
Четвертое мытарство: нарушение постов, пьянство и жадность к пресыщению, обжорство, сластолюбие, вкушение еды без молитвы и т. д.
Пятое мытарство: оставление молитвы (не моления Богу), нерадение в служении Богу, тунеядство, лень и т. д.
Шестое мытарство: воровство тайное и скрытое, хищение и отпирание от своего воровства и т. д.
Седьмое мытарство: скупость, стяжательство, сребролюбие и т. д.
Восьмое мытарство: лихоимцы, скупщики краденого, ростовщики, мздоимцы, присвоители чужого добра и т. д.
Девятое мытарство: неправедные суды, любители обсуждать чужие грехи, сеющие несправедливость, разжигающие ссоры и т. д.
Десятое мытарство: завистники, ненавидящие тех, кто живет лучше, вредящие от своего зла и т. д.
Одиннадцатое мытарство: тщеславие, гордыня, самовеличие, не воздаяние должной чести своим родителям, не почитание духовных и гражданских властей, самомнение (те, кто не считается с другим мнением), ослушание и неповиновение старшим.
Двенадцатое мытарство: чванливость, мстительность, неумение прощать ближнего, ярость, хула, злоба и т. д.
Тринадцатое мытарство: тайное и открытое мщение ближнему своему, злопамятство, угрозы и т. д.
Четырнадцатое мытарство: убийства, аборты, доведение человека до самоубийства и т. д.
Пятнадцатое мытарство: прельщение, соблазнение, введение во грех и т. д.
Шестнадцатое мытарство: сладострастные воззрения, блуд от супругов в браке, блуд лиц, не связанных таинством брака, блуд в помыслах мыслями, желаниями и делами, осквернение прикосновениями и т. д.
Семнадцатое мытарство: блудные падения лиц, посвятивших себя Богу, падение в своей вере в Бога и т. д.
Восемнадцатое мытарство: противоестественные, блудные грехи, содомское (развратное) поведение, кровосмешение (брак между связанными кровными родствами людьми), соблазнение на кровосмешение и т. д.
Девятнадцатое мытарство: богохульство, отступничество от православной веры, усомнение в вере и призывание против веры, распространение неверия в Бога и т. д.
Двадцатое мытарство: беспощадность к слабому, издевательство над бедными и немощными, немилосердие и жестокость, использование своей власти против слабых, сирых и беззащитных и т. д.».
Все источники о мытарствах душ происходят от апостолов, и нам становится известно, что все прохождения мытарств бывают в третий день после смерти. Вот почему родственники усопшего спешат в церковь, чтобы она приносила молебны за душу, проходящую мытарства, пытаясь молитвами облегчить ее прохождение, вымаливая у нее прощение у Господа. После всех мытарств душа получает от Бога разрешение посетить обители всех святых и познать красоту рая. Хождение души по святейшим и чистейшим местам продолжается ровно шесть дней. Праведная и безгрешная душа, созерцая рай и обители святых, умиленно радуется и прославляет Создателя. При этом душа забывает ту скорбь, которую она могла знать, будучи в теле. Та же душа, что была грешна и не успела или не хотела раскаяться, при виде наслаждения и радости чистых душ и святых начинает тяжко скорбеть и укорять себя за прожитую во грехе, а в не служении Богу жизнь. На девятый день душа после своего путешествия по раю вновь вместе со своим Ангелом возносится на второе поклонение Богу. В этот же, девятый, день родственники и близкие усопшего человека собираются на помин его души. Молятся о нем сами и просят церковь молиться о причислении преставившейся души к девяти ангельским ликам. Именно после второго поклонения Небесный Царь наш и Владыка повелевает ангелам своим показать душе ад и все адовы муки. Душа видит и слышит скрежет зубов, плач и стоны грешников, и так проходят тридцать дней. Все это время, обойдя все круги ада, душа трепещет в страхе оказаться в этом аду. И когда наступает сороковой день расставания души с телом, ей надлежит в третий раз предстать пред Небесным Судьей. Сороковой день является решающим днем определения участи этой души, где, в каком месте ей уготовлено обетование до всеобщего Страшного суда. В сороковой день на земле свершается поминовение. Заказываются поминальные службы, молитвы за грешную душу, собираются за столом родственники и близкие люди, которые обязательно должны послужить молитвою для души того, кто почил. Имея у себя молитвы этих ходатаев, Господь наш Милосердный может смилостивиться над грешной душой.
Вот я и ответила на Ваши вопросы, касающиеся новопреставленной души, не успевшей покаяться перед смертью. Очень ярким примером заботы о душе усопшей является Ксения Петербуржская, которая, дабы получить полное прощение для души своего мужа, умершего без покаяния, превратила всю свою жизнь в служение этой святой цели. Я думаю, что все знают о ее славном подвиге.