Полезно знать: Календарь переходных православных праздников и постов
Святые и светлые праздники до 2018 года
Вербное воскресенье
Новый стиль (старый стиль)
2011 – 17 апреля (4 апреля)
2012 – 8 апреля (26 марта)
2013 – 28апреля(15апреля)
2014 – 13 апреля (31 марта)
2015 – 5 апреля (23 марта)
2016 – 24 апреля (11 апреля)
2017 – 9 апреля (27 марта)
2018 – 1 апреля (19 марта)
Пасха
Новый стиль (старый стиль)
2011 – 24 апреля (11 апреля)
2012 – 15 апреля (2 апреля)
2013 – 5 мая (22 апреля)
2014 – 20 апреля (7 апреля)
2015 – 12 апреля (30 марта)
2016 – 1 мая (18 апреля)
2017 – 16 апреля (3 апреля)
2018 – 8 апреля (26 марта)
Вознесение Господне
Новый стиль (старый стиль)
2011 – 2 июня (20 мая)
2012 – 24 мая (11 мая)
2013 – 13 июня (31 мая)
2014 – 29 мая (16 мая)
2015 – 21 мая (8 мая)
2016 – 9 июня (27 мая)
2017 – 25 мая (12 мая)
2018 – 17 мая (4 мая)
Троица
Новый стиль (старый стиль)
2011 – 12 июня (30 мая)
2012 – 3 июня (21 мая)
2013 – 23 июня (10 июня)
2014 – 8 июня (26 мая)
2015 – 31 мая (18 мая)
2016 – 19 июня (6 июня)
2017 – 4 июня (22 мая)
2018 – 27 мая (14 мая)
Православные посты
Начало Великого поста
Новый стиль (старый стиль)
2011 – 7 марта (22 февраля)
2012 – 27 февраля (14 февраля)
2013 – 18 марта (5 марта)
2014 – 3 марта (18 февраля)
2015 – 23 февраля (10 февраля)
2016 – 14 марта (1 марта)
2017 – 28 февраля (15 февраля)
2018 – 19 февраля (6 февраля)
Начало Петрова поста
Новый стиль (старый стиль)
2011 – 20 июня (7 июня)
2012 – 11 июня (29 мая)
2013 – 1 июля (18 июня)
2014 – 16 июня (3 июня)
2015 – 8 июня (26 мая)
2016 – 27 июня (14 июня)
2017 – 12 июня (30 мая)
2018 – 4 июня (22 мая)
Март – месяц, на который приходится Великий пост. Пост этот связан с Пасхой – подвижным праздником, и поэтому каждый год он начинается в разные дни, а именно за сорок девять дней до Пасхи.
Великий пост длится семь недель. Его целью является духовная подготовка верующих к встрече Светлого Христова Воскресения. Великий пост является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней – Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы – посвящены воспоминанию страстей Спасителя и событий, непосредственно предшествующих им, – воскресения праведного Лазаря, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Иисуса Христа в храме и Тайной вечере.
Во время Великого поста запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения – мяса, молока, яиц, рыбы. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза – на Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вербное воскресенье.
В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Страстной четверг и в дни некоторых особо чтимых святых (сорока Севастийских мучеников, Григория Двоеслова) разрешается растительное масло. Первый и предпоследний дни поста рекомендуется проводить вообще без пищи.
Обычай поститься для очищения души и тела был известен с времен Ветхого Завета. Люди, посвящающие часть своей жизни Богу, давали обет, согласно которому, кроме всего прочего, отказывались от употребления вина и других возбуждающих напитков. Ограничения в еде, прекращение увеселений являлись символом скорби и покаяния. Ветхозаветный обычай получил особое развитие в христианской церкви. На утрене пятой субботы поста читается Акафист Божией Матери – Похвала Богородицы.
В пятницу на шестой седмице кончается Великий пост. В следующий день вспоминается воскресение праведного Лазаря, и, хотя это суббота, вся служба бывает воскресной. В этот день разрешается есть икру. Воскресение Лазаря увенчивает Великую четыредесятницу и служит прологом к Воскресению Христову. В шестое воскресенье поста отмечается двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. В честь великого праздника на трапезе разрешается вино, растительное масло и рыба.
Родительские дни приходятся на вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. Поскольку во время богослужений Великого поста не совершается обычного поминовения усопших, то оно переносится на три указанные субботы. Третье воскресенье поста посвящается Кресту Господню, выпекаются «кресты» – особое печенье с привкусом миндаля, в виде креста.
Разумное воздержание полезно для человеческого организма, неумеренность – причина болезней. Как известно, пост благоприятен для здоровья. В то же время церковь облегчает его для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом.
Для христиан пост служит утверждением духовных ценностей над телесными. Сам Спаситель предупреждал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца Ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими». Телесное очищение должно обязательно сочетаться с преображением души. Пост немыслим без подвига милосердия и любви. Иоанн Златоуст писал: «Что пользы, когда мы проводим пост без добрых дел? Если скажет иной: «Я постился всю четыредесятницу», – ты скажи: «Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее…» Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут с грузом и со многими товарами. Нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь… Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза.
К Великому посту примыкает Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. Она посвящена воспоминаниям о страстях Господних.
В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, преобразовавшего страдания Спасителя.
В Страстной четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа. Эта последняя трапеза Христа накануне Его страданий имеет огромнейшее значение для христианского вероучения. Во время Тайной вечери ученики благоговейно слушали последние наставления Спасителя. Христос, взяв хлеб, благословил, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, едите, сие есть Тело Мое». Взял чашу, произнес благодарение Богу и подал ее ученикам, сказав: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По завершении трапезы все двинулись к Гефсиманскому саду. Литургия Страстного четверга напоминает о Тайной вечере. В этот день православные по возможности стремятся причаститься. Строгость поста несколько ослабляется, разрешается вино и растительное масло.
В Великую пятницу в церкви выносится плащаница, т. е. кусок материи с образом Спасителя, положенного во гроб. Таким платом святой Иосиф обвил Тело Христово. В воспоминание смерти Христовой в Великую пятницу не полагается ничего есть. Вечером совершается чин погребения Христа.
Страстная суббота – преддверие великого праздника Воскресения Христова. Христос еще покоится во гробе, но недалек час его воскресения.
Петров пост подвижный, он начинается через неделю после праздника Троицы, а завершается всегда в один день – 12 июля, в день апостолов Петра и Павла, почему и назван Петровским.
Продолжительность этого поста каждый год разная. Самый продолжительный пост длится шесть недель, а самый короткий – неделю и один день. Этот пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
По словам святителя Иоанна Златоуста, «.пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится как должно, и при том постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».
Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня (по понедельникам, средам и пятницам) воздерживаться от рыбы, вина и масла, в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника разрешается рыба.